Крестьянская одежда


Женская одежда  XIX и XX веков состояла из домотканой рубахи, поневы, передника, пояса и различного рода шейных украшений.
Рубахи встречались 2-х типов. С прямыми и косыми  поликами
Холщовая рубаха, украшенная вышивкой, аппликацией, тесьмой.
Домотканая понёва. В каждом селе были выработаны свои типы понёв и их украшение.
Поясу придавалось большое значение (якобы он охраняет человека от злого и недоброго). Мужчине даёт силу, женщине помогает при родах, усмиряет скотину. Бытовало искусство изготовления поясов, кушаков. Их плели, ткали, вязали.

Девичьей одеждой считался сарафан.
Встречался косоклинный распашной сарафан и сарафан прямой на лямках с кокеткой.
Кокетка лямки и подол иногда украшались красным кантом. Из верхней одежды носили зипун, свиту, полушубок, тулуп и тд.
Из головных уборов были распространены кокошники, кички, и сороки. При надевании кокошник слегка сдвигали на лоб. Затылок прикрывали позатыльником из холста с надставкой из бумажного бархата малинового цвета, украшенного блёстками и бисером, а  сзади завязывали разноцветными лентами.
Женские головные уборы были очень разнообразны, но все они полностью скрывали волосы, которые по народным поверьям обладали колдовской силой и могли навлечь несчастья. Головной убор подчеркивал изменение не только семейного положения женщины, но так же ее социальное и имущественное состояние.
Основу всех разновидностей южнорусских женских головных уборов типа «сороки» составляла сшитая из простеганного холста, уплотненная берестой твердая налобная часть, надеваемая непосредственно на голову. Не зависимо от формы, плоская или имитирующая рога, она именовалась кичкой или рогатой кичкой. Именно эта деталь убора предавала всей конструкции ту или иную форму. Верхняя часть – по форме похожая на птицу с хвостом - называлась сорока. Затылок закрывала прямоугольная полоса ткани – позатылень. Из этих трех элементов создавался многослойный головной убор.
 К началу XX века стали носить и покупные фабричные платки.
На ноги в будни одевали  лапти московского и русского типа.
("Писаные черевички" – в праздник, косого плетения в будни).

Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины.
Рубаху из белого холста носили поверх штанов и подпоясывали пояском или длинным шерстяным кушаком.
Традиционно вышивка располагалась по горловине, низу изделия и рукавов. Одновременно могли быть и вставки из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи.
Под мышками вшивались четырехугольные вставки – ластовицы. Пройма в этом случае становилась шире, не мешала свободе руки при работе, а когда ластовицы изнашивались, ветшали, их просто заменяли новыми. Той же цели служила подоплека, так называлась подкладка на рубахе по плечам, спине и груди.
Порты шили из домотканого сукна, выкраивая их из прямых полотнищ; в месте соединений штанин («в шагу»), как и в рубахе, вшивалась ластовица, так называемая мотня, чтобы ноги при ходьбе могли двигаться свободно. Удерживались порты на бедрах с помощью шнурка или ремня, продернутого в верхнюю подшитую кромку.
Обязательной частью одежды был пояс. Он мог быть сотканным или сплетенным из цветной шерсти. Такой пояс назывался кушаком, опояской, сеткой. Им обматывали талию  два-три раза, а концы пояса, украшенные кисточками, свешивались до колен и даже ниже. Верхнюю одежду подпоясывали кожаным ремнем.
Поверх рубахи надевалась долгополая распашная одежда, которая в зависимости от особенностей покроя в разных местностях называлась свитой, кафтаном, армяком, азямом, зипуном, сермягой. Верхнюю одежду шили из домотканого сукна. Она была прямого покроя или с клиньями, вставленными   по бокам, запахивалась  на левую сторону и застегивалась на крючки или пуговицы.
С наступлением холодов надевали тулуп, шубу или «нагольные» тулупы, сшитые из вывернутых мехом внутрь овечьих шкур, а хозяева побогаче покрывали свои шубы сукном.  
Мужские головные уборы когда-то были очень разнообразны по форме, материалу и названиям. Материалом для них служил мех, войлок, сукно и т.п. К концу XIX века в моду вошел картуз с козырьком, полностью вытеснив другие летние мужские головные уборы.
Обувь у мужчин и женщин была практически одинаковая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий